Ассамблея народа Казахстана даст новый импульс Гражданскому форуму по вопросам толерантности СВМДА

icon150Республика Казахстан и ее новая столица Астана уже давно являются общепризнанным местом для международных встреч высокого уровня. Об этом говорит успех проведения таких крупных международных мероприятий; как саммит ОБСЕ в Астане, Азиада; регулярные Съезды мировых религий или различные многосторонние встречи, например, по Афганистану, Ирану, по Каспию, по проблемам Центральной Азии в самых различных форматах. А также недавний солидарный выбор Астаны в качестве приоритетной площадки для проведения ЕХРО-2017.

Но даже в этом эффектном ряду особо выделяется Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. СВМДА — это влиятельный международный форум, объединяющий государства азиатского континента. Он ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в этом стратегически важном регионе мире.

Это уникальная по своему значению переговорная площадка, позволяющая поднимать самые острые вопросы. Или собрать за одним столом, казалось бы, самых непримиримых политических противников. Напомню, что сама идея о созыве Совещания была впервые представлена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 г.

Международный авторитет Совещания подчеркивает участие самых влиятельных мировых организаций как ООН, ОБСЕ и Лига арабских государств (ЛАГ). А также широкий круг государств-наблюдателей (Индонезия; Ливан;  Малайзия; США, Украина; Япония).  Характерной особенностью прямых Государств-участников СВМДА (среди них — Азербайджан,  Афганистан, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, КНР,  Киргизия,  Монголия,  Палестина,  Пакистан,  Россия, Таджикистан,  Таиланд,  Узбекистан) является их полиэтничность и много конфессиональность. Как правило, такие пестрые в этническом отношении государства  имеют заметные проблемы в сфере национальной и религиозной политики.

 

Казахстан – страна межнациональной гармонии

Счастливым исключением из этого правила являет хозяин сегодняшнего Форума - Казахстан – обладатель уникального опыта по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Представители 140 национальностей и 46 конфессий мирно уживаются в самом сердце Евразии. Все 20 лет Независимости Казахстан поддерживал мир со своими далеко не спокойными соседями. Почти 14 тыс. км сухопутной границы молодая независимая страна превратила в «границу дружбы и добрососедства». Республика также избежала гражданских или вооруженных внутренних конфликтов, будь то на этнической или религиозной почве. Это беспрецедентное достижение за всю постсоветскую историю!

Разумеется, этот удивительный феномен – не простое счастливое совпадение, а плод кропотливой многолетней работы всей страны. После распада СССР рост межнациональной напряженности (особенно, на фоне обрушившихся социальных трудностей и индустриального коллапса) не обошел стороной и Казахстан. Многие эксперты предрекали Казахстану скорый взрыв насилия и кровавый распад «по югославскому варианту», учитывая пестрый этнический состав республики. Но государственная мудрость и твердая политическая воля Национального Лидера перечеркнули все негативные расчеты. С первых дней своего президентства Нурсултан Назарбаев неуклонно проводил курс на укрепление толерантности. Главнейшим принципом национальной политики в РК с первых дней стало равноправие всех граждан во всех сферах жизни, независимо от национальности и вероисповедания.

«Национальное единство – наш стратегический выбор», – раз и навсегда заявил Нурсултан Назарбаев. Однако недостаточно было этот политически верный принцип «единство в многообразии» декларировать. Надо было еще создать эффективные инструменты, превращающие полиэтничность и многоконфессиональность из потенциальной государственной угрозы в фактор единения и силы. Выявилась также необходимость формирования авторитетного общественно-политического института, специально нацеленного на проведение государственной политики в межнациональных отношениях. Так в 1995 году появилась на свет АНК, прорывную идею создания которой Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев выдвинул еще в 1992 году.

Причем с момента своего создания этот конституционный орган был сопряжен с самой авторитетной и могущественной структурой власти в независимом Казахстане – институтом президентства. Конституционная реформа 2007 года только усилила роль Ассамблеи – например, путем введения представительства депутатов от нее в Мажилисе. Все это ознаменовало растущую роль АНК в государственной системе Казахстана. Преобразование Ассамблеи народов Казахстана в Ассамблею народа Казахстана в 2008 году отразило исторический факт глубочайшего значения – единая политическая казахстанская нация, в основном, сложилась!

 

АНК – перспективный тип народного представительства

Почему на истории создания АНК приходится заострять внимание участников данного Форума? Дело в том, что сегодня многие «проверенные рецепты» обеспечения межнационального и религиозного баланса оказались уже непригодными.  Концепция мультикультурализма, долго выдаваемая Западной Европой чуть ли ни за панацею от всех бед, потерпела решительный крах. После политических заявлений, сделанных в конце 2010 — начале 2011 года лидерами трех ведущих стран ЕС — Германии, Великобритании и Франции по поводу «провала» политики мультикультурализма, этот идеалистический подход можно сдать в утиль.

Как показала политическая практика последних лет, во многих вполне «старо-демократических» странах (например, Бельгия, Испания, Канада) с межнациональным диалогом ныне существуют огромные проблемы. Мультикультурализм как особая политическая стратегия, стала негативным примером  ошибочного, неверно выбранного государственными деятелями ЕС принципа организации взаимодействия разных этнических, расовых и религиозных общин в единой стране. По сути, три ведущих европейских политика говорили только о мультикультурной дезинтеграции своих стран.

Более того, в нов1ейшее время мировая политическая практика показала все несовершенство привычного парламентского представительства для обеспечения полноценного баланса этнического представительства и реальных интересов малых народов. Доминирование одной конфессии или этноса, особенно  являющегося арифметическим меньшинством, неизбежно чревато социальным и национальным взрывом. Однако ни практика механического квотирования в Парламенте, ни прямое участие этнополитических партий в политической гонке также не гарантируют этнополитического баланса. Для политикума многонационального Казахстана, находящегося в перекрестке цивилизаций, оба пути «фасадной демократизации» были бы одинаково гибельными.

Национальное представительство в органах государственной власти посредством АНК показало всему миру новый позитивный пример общественно-политической самореализации этносов. Так, наличие АНК автоматически снимает вопрос о механическом пропорциональном представительстве национальностей в органах госвласти, так как каждая народность (даже самая малая) имеет свое гарантированное представительство в ассамблее, возглавляемой самим Президентом, и не чувствует себя ущемленной.

Практическая деятельность Ассамблеи народа Казахстана на протяжении почти двух десятилетий стала настоящим прорывом в сфере межэтнических отношений и вопросов толерантности. Это эффективная структура воплотила главные идеи межнационального согласия как фундамента казахстанской государственности. Второй глобальной инновацией казахстанского Лидера является уникальный формат Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Успешный опыт Казахстана по налаживанию бесконфликтных межнациональных и межконфессиональных отношений сегодня признан эталоном во всем мире. Уверен, что накопленный опыт Ассамблеи народа Казахстана даст новый импульс Гражданскому форуму по вопросам толерантности СВМДА!..

 

Стратегически точная «модель Назарбаева»

Работающая демократическая система, по своей задумке, – эффективный механизм, в котором большинство способно формировать власть, а политические меньшинства имеют гарантии учета их мнения. Главная составляющая успеха Ассамблеи мне, как эксперту-международнику, видится в стратегической точной «модели Назарбаева» и гигантском личном вкладе Отца-основателя казахстанской государственности. Еще на заре независимости казахстанский Лидер взял за основу развития своей страны национально-политическое единство всего казахстанского народа, которое строится на добровольном равноправии, взаимной дружбе и прочном согласии. Им образована воистину самая народная Ассамблея, не имевшая прежде аналогов в мире, но ныне служащая надежным ориентиром миролюбия и гармонии для всех стран на планете.

Исследователи Казахстана хорошо знают, что в молодой по мировым меркам республике принцип «дружбы народов» – это не пустая политическая декларация. Во-первых, это действенный принцип государственной политики, неукоснительно воплощаемый в жизнь повсюду и всеми казахстанцами – от верховной президентской резиденции Акорда до самого отдаленного аула. Во-вторых, это полновесный конституционный орган, обладающий уникальными юридическими механизмами практической реализации и гарантируемый самим институтом президентства. В итоге,  РК  в числе немногих стран мира оказалась в состоянии сохранить межнациональную стабильность и позитивную консолидацию общества.

 

Принципиально новый тип этнического представительства

В чем причина такого оглушительного исторического успеха АНК?  Эффективное народное представительство по казахстанской модели демократии содержит два принципиально важных элемента: во-первых, оно обладает способностью отображать политическую целостность казахстанского народа, во-вторых, вбирает в себя все этническое и конфессиональное многообразие. Создание Ассамблеи блистательно решило эту двуединую политическую задачу. Тем самым АНК как инструмент прямой демократии практически реализует концепцию «народного суверенитета» – этой квинтэссенции народного представительства.

О современном состоянии национального вопроса в Казахстане лучше всего судить по огромному количеству национальных организаций, национальных школ, изданий, театров, телеканалов и радиостанций на национальных языках. И здесь республика демонстрирует впечатляющие успехи, но этим дело не ограничилось. Теперь, когда с помощью Ассамблеи в целом выполнена задача по сохранению многообразия этнокультур в республике, пришло время ей стать своего рода «иммунной системой государства».

Для этого с участием АНК уже создана развитая система экспертных сообществ, которые будут на ранних стадиях определять и блокировать возможную межнациональную напряженность. В этом перспективном и нужном направлении АНК сделала ряд важных шагов: создан Научно-экспертный совет, заработал Центр межэтнических отношений и толерантности Ассамблеи народа Казахстана на базе Евразийского национального университета им. Л. Гумилева. А на базе Академии государственного управления при Президенте РК в 2011 году создан специальный Центр по изучению сферы межэтнических и межконфессиональных отношений. Можно теперь также подумать о формировании особого института уполномоченного по правам народов, потому что в современном мире такие права важны не менее прав человека.

Сегодня к опыту АНК в сфере обеспечения межнационального мира и согласия внимательно присматриваются во всем мире – в Азии и даже в Европе. Более того, по экспертным прогнозам, в ходе предстоящей длительной рецессии в ЕС межэтнические проблемы только обострятся. Ухудшение экономической ситуации в странах «новой Европы» неизбежно отзовется грозным эхом межнациональных конфликтов, ныне тихо тлеющих и лишь временно «залитых деньгами». Это свидетельствует о том, что опыт Ассамблеи и ряд ее уникальных «ноу-хау» по вопросам толерантности должны незамедлительно стать предметом самой широкой международной репрезентации и экспертного обсуждения.  Недаром же в повестку саммита глав государств ОБСЕ, который с успехом прошел в Астане, был включен отдельный вопрос о толерантности и недискриминации.

Полагаю, что здесь, на Гражданском форуме СВМДА, свое веское слово должен сказать Казахстан, имеющий богатый опыт по вопросам толерантности. Недавнее послание Президента Республики народу Казахстана провозгласило мощный принцип нового казахстанского патриотизма: «Мы все – одна Страна, один Народ».  Казахстан настоящего – это открытость всему позитивному во всем мире при сохранении единства в многообразии народа и национального лица каждого этноса республики. Поэтому странам СВМДА не надо «с нуля» изобретать политический велосипед. АНК – устойчивая и проверенная временем политическая конструкция, которая успешно движется вперед и способна к саморазвитию! Это свидетельствует о том, что накопленный позитивный опыт АНК может и должен быть изучен в целях широкой международной адаптации и практической имплементации, прежде всего, в странах СВМДА.

 

Солозобов Ю.М.

политолог, директор по международным проектам

Института национальной стратегии РФ