Астана – новый тренд образовательной интеграции в сфере государственной службы

astana11Глубоко символично, что в канун празднования 15-летия Астаны, детища Лидера нации Н.А. Назарбаева, проходит ежегодно инициируемый Казахстаном Форум национально-культурных центров стран СВМДА «Гражданский Форум по вопросам толерантности».

 

В течение пяти лет,  в числе организаторов Форума – Ассамблея народа Казахстана, ее научно-экспертное сообщество, для которых вопросы формирования толерантности и ответственности  не только основополагающие  ключевые принципы государственной национальной политики, но и системная деятельность по укреплению национального единства. Поэтому, пожалуй, повестка дня Форума наряду с торжественностью несет в себе прагматичность анализа истоков толерантности,  ее казахских и казахстанских особенностей, еще раз подчеркивая глубокий смысл слов, что «без толерантности не будет глобального доверия».

 

Астана,  построенная в самом сердце необъятной степи Сарыарки, по сути, новый тренд цивилизации. Находясь  в сердце Евразии, символизируя своим внешним обликом и содержательным наполнением политические и социально-экономические процессы, особый дух Нации, Астана как отмечает Глава государства «…стала сердцем нашей родины, национальной идеей, объединившей народ, она стала символом веры народа в свои силы и великое предназначение».

 

Мировому сообществу хорошо известны консолидирующие и миротворческие инициативы Первого Президента и официальной Астаны, направленные  на формирование системы доверия в регионе и мире, являя собой страну, обеспечивающую прочный сплав межэтнической толерантности и общественного согласия в контексте всей политической деятельности государства.

 

Астана, являясь центром политического пространства, выступает и как местоположение наиболее влиятельных политических субъектов. Это и выдвигает значимость новой столицы, как центра не только рекрутирования и воспроизводства новой политической элиты, но и Астаны как одного из ведущих регионов в собирании и обустройстве экономического и политического пространства страны в единую систему.

 

О привлекательности Астаны свидетельствует тот факт, что только за период с января по февраль текущего года, по данным миграционных служб, миграционное сальдо столицы составило 2 519 человек (прибыло — 5 890; выбыло- 3 371;  за счет внешней миграции- 141: прибыло -198, выбыло – 57).

 

Неслучайно, что именно Академия стала многосторонней площадкой для проведения настоящего Форума, где на его панельных дискуссиях активно обсуждались  актуальные вопросы современного состояния миропорядка и общественного согласия: «Астана как центр интеграции культуры и политики: навстречу новому миру»; «ЭКСПО – 2017: новые перспективы сотрудничества стран СВМДА»;  «Центральная Азия в геополитической повестке дня: национальная идентичность и региональная безопасность»; «Информационное пространство стран СВМДА: новые подходы и решения»; «Процессы формирования толерантного сознания и общественного согласия на пространстве СВМДА».

К числу новых политических трендов Астаны относится и подготовка казахстанской  плеяды государственных управленцев в соответствии с международными стандартами - профессиональных компетентных государственных служащих.

 

Выступая с Посланием народу Казахстана, Президентом акцентировано внимание на необходимости и путях дальнейшего укрепления казахстанского патриотизма через систему укрепления казахстанской демократии и государственности. «Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины — это долг и честь для каждого ответственного политика, для каждого казахстанца» — провозглашается в «Стратегии-2050».

 

К  новым стратегическим целям, обозначенным в «Стратегии-2050»,  позволит подойти профессиональный государственный аппарат, «для которого служение народу и государству превыше всего».   В этой связи предстоят  серьезные реформы в подготовке государственных служащих, их системном повышении квалификации в  соответствии с нововведениями в законодательство о государственной службе.

 

Государственная служба Казахстана, в целом, давно шагнула вперед. Активно изучается и внедряется в практику передовой опыт государственного планирования и политического управления, демонстрируется открытость достижений административных реформ. Примером тому может служить создание в Астане Регионального хаба в сфере государственной службы, под непосредственным патронатом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Его целью является обеспечение институциональной базы для непрерывного обмена опытом и знаниями в сфере государственной службы для стран СНГ и Центральной Азии.

 

Региональный хаб постепенно становится  той важной диалоговой площадкой практиков, ученых и экспертов, на которой будут вырабатываться решения, направленные на повышение эффективности государственной службы.

 

Секретариат функционирует на базе и в тесном взаимодействии с Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан (далее — Академия), это создает дополнительные условия для обмена научными концепциями, обучающими  программами, методиками, инновациями в подготовке кадров, на основе межведомственного и компетентностного подхода. Для этого Академией создан информационно-коммуникационный портал INASPA (International Network of Academies and Schools of Public Administration).

 

Известно, что современный управленец принципиально не может опираться на застывшие теоретические истины, поэтому в управлении логика науки не доминирует, а является органичной компонентной наравне с конкретным профессиональным знанием и инновационной управленческой деятельностью. В этом ключе Академия выступает как генератор новых идей и инновационных технологий в обучении государственных служащих. Введение «гибкой» и адекватной системы программно-модульного обучения государственных служащих, сформированной в соответствии с новыми вызовами, необходимые умения и навыки «под заказ», требуемые для работы специалиста в конкретных условиях,  обеспечиваются наряду с обязательными и профилирующими дисциплинами включением широкого круга элективных дисциплин (по выбору) эффективно развивающих компетентностный подход. Направленные на формирование профессиональных и управленческий компетенций, приобретение практических навыков, они максимально приближены к соответствующим квалификационным требованиям к государственной должности.

 

Практическая составляющая, вне сомнения, в системе подготовки управленческих кадров должна выйти на равные позиции с обучением теоретическим знаниям, что гармонизирует соотношение квалификационного и компетентностного начал в их профессиональном образовании. В целом, оптимизация системы профессиональной подготовки госслужащих является стратегической задачей дальнейшего реформирования  образовательной системы государственного управления, с равной взаимовыгодной заинтересованностью сторон.

 

Развитию компетентностого и практико-ориентированного подходов способствует организация различного рода дискуссионных площадок. Так, например, в январе т.г., при поддержке руководства Мажилиса Парламента РК состоялось совместное с депутатской группой АНК выездное заседание по вопросам воспитания казахстанского патриотизма и законодательного наполнения молодежной политики с учетом регионального контекста; в феврале в рамках семинара «Государственная политика по развитию регионов» в  Комитете по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК – круглый стол «Законодательное обеспечение развития регионов». Обсуждаемые на круглом столе проблемы моногородов и конкретных регионов, дорожной карты бизнеса, государственно-частного партнерства, местного самоуправления создали фундамент дальнейшего развития совместных программ обучения для государственных служащих.

 

Взаимодействие с госорганами  активно развивается. Условия Астаны, как столицы нового типа, аккумулирующей мощный образовательный потенциал Казахстана требует и профессиональных кадров. Президент страны неоднократно подчеркивал, что «судьба каждого государства зависит от профессиональных кадров. Ни экономика, ни политика страны не могут развиваться без совершенствования системы государственного управления. Чем выше квалификация и профессиональное мастерство государственных служащих, тем лучше благосостояние и крепче мощь страны». Это накладывает ответственность в их обучении, обеспечивая внедрение успешной модели государственного управления, привлекая на государственную службу талантливую молодежь, с широким вовлечением граждан в процесс принятия решений на различных уровнях, а также ставка на способность и готовность «государственных служащих к лидерству, умению принимать взвешенные решения, убеждать в их целесообразности и воплощать их в жизнь».

 

Активное внедрение компетентностного подхода, с учетом сложившихся традиций в отечественной системе подготовки и переподготовки управленческих кадров, позволяет считать, что роль Академии в предоставлении качественных образовательных услуг как идеолога и разработчика полноценных проектов, учитывающим мировые тренды и новации в сфере государственного управления, существенно возросла. Профессиональный интерес зарубежных партнеров, как и экспертов Европейского Союза, а также Policy Advisory Group (группы Т. Блэра) свидетельствует о возросшем внимании не только к новым формам подготовки государственных служащих, но и в целом к системе государственного и политического управления Казахстана.

 

Калашникова Н.П.

заведующая кафедрой «Государственная политика» НШГП

Академии государственного управления при Президенте РК,

секретарь НЭС АНК, доктор политических наук