Казахстан-2013: задания на осень

bd6ac9351ffbeb8eaaeaa69fcccСовсем немного осталось до начала активной фазы во внутриполитической жизни РК. Но уже сейчас можно попытаться сформулировать повестку дня на осень, по крайней мере, выделить те основные проблемные зоны, с которыми предстоит иметь дело Ак Орде во второй половине 2013 г. Эксперты нашего центра остановились на четырех основных блоках, которые, заметим, во многом сходны с теми вопросами, которые необходимо решить российскому политическому классу.

Перспективы развития национальной экономики.

Так совпало, что встреча Нурсултана Назарбаева и Серика Ахметова состоялась в тот же день, когда Минэкономразвития РФ заявило о готовности представить план мероприятий по повышению темпов роста российской экономики. В пресс-релизе министерства указан рост ВВП по итогам года в 2,4 % в то время как по первоначальному прогнозу эта цифра должна была составить 3,6 % . Для сравнения казахстанское руководство намного более оптимистично и Серик Ахметов заявляет, что по итогам года увеличение ВВП составит 6 %, при относительно низком уровне инфляции.

Эти данные по идее должны вселить уверенность в национальный бизнес и международных инвесторов. Но при этом отдельные тревожные сигналы о том, что, несмотря на радужные цифры, на которые ссылается Кабмин, положение вещей не столь уж блестящее, приходили на протяжении всей первой половины 2013 г. Это касалось и разговоров о якобы неизбежной девальвации тенге и не вполне понятной истории вокруг Кашагана и целого ряда других менее громких, но в то же время вполне значимых «отметок» о том, что в условиях нестабильности всей мировой экономики у Казахстана не так много шансов остаться тихой гаванью при лицом «мировым штормом».

Пожалуй, главной проблемной зоной национальной экономики по-прежнему является банковский сектор, который несмотря на все усилия так и не преодолел до конца последствия кризиса 2008-2009 гг. Весной 2013 г. «Казкоммецбанк» сообщил об убытках на сумму 872 млн. $ за 2012 г. По-прежнему тревожные вести приходят от «БТА-банка», причем корень проблем кроется не только в сугубо экономических вопросах, но и тех политических издержках, которые в свое время привели к кризису вокруг одного из наиболее известных финансовых институтов страны.

Не все так благополучно и с точки зрения налоговых поступлений в бюджет. На самом деле в центре дискуссии о будущем казахстанской экономики находится еще одна тема – участие страны в евразийском интеграционном проекте. Нужно признать, что за последние несколько месяцев число тех бизнесменов, кто скептически воспринимает отдачу от участия в ТС и ЕЭП заметно возросло.

Впрочем, ситуация может измениться кардинальных образом, если удастся перестроить оптику информационных инструментов, которые должны сопровождать продвижение евразийского проекта в Казахстане. На самом деле, реальные цифры о том, что именно казахстанская экономика получает от евразийской интеграции, практически не задействованы в медиа-поле страны. За основу берется позиция по отдельным секторам экономики, которые в чем-то потеряли в момент перехода на новые экономические рельсы, но при этом практически отсутствует «история успеха», то есть информация о тех бизнес-проектах, которые напротив успешно встроились в ниши единого экономического пространства. Поэтому более ответственно говорить о плюсах и минусах ЕЭП для Казахстана, равно как для Беларуси и России, можно только тогда, когда будут ликвидированы имеющиеся изъятия, которые до сих пор существуют, несмотря на договоренности президентов трех стран. И, наконец, будут закопаны все «скелеты из шкафа евразийской интеграции», к чему на протяжении последних нескольких месяцев призывает вице-премьер правительства РК Кайрат Келимбетов.

 

Юлия Якушева

Продолжение следует…