К вопросу о молодежной политике

1377965526_imageМассовые беспорядки на концерте с участием молодежи, произошедшие 31 августа 2013 года в Алматы, заставляют задуматься о многом.Правоохранительным органам еще предстоит разобраться — спланированная ли была эта акция либо беспорядки произошли спонтанно (возможно ли спонтанно разгромить и поджечь автомобили, вырвать из асфальта цементные столбы, дорожные знаки и т.д?). Инцидент в южной столице Казахстана снова возвращает нас к проблеме государственной молодежной политики.

Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана 14 декабря 2012 года «Казахстан 2050», обращаясь к молодежи, отметил: «Вы – воплощение всех наших надежд на будущее. Все что делается нами сегодня, – делается для вас. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Дальнейший путь страны определять вам».

Еще в июле прошлого года Президент Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» акцентировал внимание на вопросах молодежной политики, особо отметил, что декларативность присуща Закону «О государственной молодежной политике», принятому в 2004 году. Ряд законодательных норм не работают в связи с отсутствием подзаконных правовых актов, либо недостаточности контроля за их исполнением. В связи с этим требуется тщательная ревизия социального законодательства на предмет его эффективности не только сейчас, но и на среднесрочную перспективу.

В настоящее время Министерством образования и науки Республики Казахстан разрабатывается проект нового закона «О государственной молодежной политике». На решение каких вопросов должен быть направлен новый закон? Очевидно, что к приоритетам молодежной политики относятся: качественное образование, трудоустройство и занятость молодежи, возможность самореализации и профессионального роста, здравоохранение и решение жилищных вопросов, удовлетворение духовных потребностей молодежи, предупреждение экстремизма (и не только религиозного). Это те задачи, которые необходимо решать незамедлительно.

Если говорить о сфере образования, то кризис в системе средне-профессионального и высшего образования налицо. Страну все чаще и чаще сотрясают скандалы с закрытием колледжей и возмущениями студентов и их родителей[1], формальностью проведенной оптимизацией вузов в регионах[2], насилием в школах. Так, по данным Отчета ЮНИСЕФ в Казахстане, из всей выборки из 4 207 детей 66,2 % столкнулись с насилием в школе и дискриминацией за последний год[3].

«Широкая дискуссия, не прекращающаяся в обществе и находящая свое отражение в СМИ, поднимает множество проблем образования. Это и детская преступность, суициды, бесправное положение учителей и их социальная незащищенность, нехватка школ и детских садов, отсутствие спортивных секций и кружков, в итоге -  низкое качество образования и  плохое воспитание будущих граждан страны» — эти вопросы справедливо поднимались в обращении депутата Парламента Галины Баймахановой  министру образования и науки Б. Жумагулову[4].

В вопросе государственной молодежной политики главное не опоздать, поскольку параллельно в молодежной среде формируются элементы «другой» политики о будущем молодежи (и не только в интернет-пространстве). Так, представители нетрадиционной формы ислама имеют в молодежной среде свое влияние с четко сформулированными аргументированными представлениями и претензиями на предмет «правильной» молодежной политики.

Например, пропаганда, что в Саудовской Аравии и других мусульманских странах граждане живут достойно, получают всестороннюю поддержку от государства, беспроцентные ссуды (по Корану запрещено давать деньги под проценты), имеют доход от продажи нефти, изначально настраивает молодых людей оппозиционно государству, которое также имеет огромные запасы природных ресурсов, но его граждане отстранены от участия в управлении страной, распределения природной ренты. Вывод очевиден – такой молодой человек будет уверен, что религиозное государство, жизнь по исламу способно изжить коррупцию и изначально является справедливым.

Следовательно, государство должно надлежащим образом выполнять свои функции, проводить эффективную, в том числе, молодежную политику, решать социально-экономические вопросы (создавать возможности получения достойного образования, трудоустройства, жилищные вопросы). В таком случае  экстремистские религиозные  течения и секты будут не востребованы в обществе, их идеи будут не конкурентоспособны.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев справедливо отметил, что «государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом»[5].

Молодежь и государство не должны находиться в различных измерениях. События в молодежной среде в последние годы (несанкционированные митинги, массовые беспорядки, суициды среди подростков, наркомания, пивной алкоголизм, преступность, «воровская» романтика и другие) подтверждают наличие кризиса в механизме взаимоотношений молодежи и государства, актуализируют исследование данной проблемы на квалифицированном теоретическом уровне и проведения реальной государственной молодежной политики.

 

Габдуалиев Мереке Тлекович

кандидат юридических наук

России, ведущий научный  сотрудник

Центра образовательного  

законодательства им. С. Зиманова

Евразийского Национального

Университета им. Л.Н. Гумилева,

г. Астана

mereke_gabi@mail.ru



[1] «Кому ты лечишь? Медицинский колледж им. Чулагова в Енбекшиказахском районе Алматинской области вел образовательную деятельность без государственной лицензии» //http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=85752

[2] «ВУЗОТЁРЫ, или История о том, как оптимизация в сфере высшего образования в отдельно взятом регионе оказалась на грани провала» //http://www.time.kz/articles/zloba/2013/06/01/vuzoteriili-istorija-o-tom-kak-optimizacija-v-sfere-visshego-obrazovanija-v-otdelno-vzjatom-regione-okazalas-na-grani-provala

[3] Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана. – Астана, 2013. С. 39.

[4] «Главной фигурой в образовании был, есть и будет учитель — депутат Парламента» //http://www.zakon.kz/kazakhstan/4560543-glavnojj-figurojj-v-obrazovanii-byl-est.html

[5] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана  «Стратегия «Казахстан 2050: Новый политический курс состоявшегося государств», 14 декабря 2012 г. //http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742