Развитие интеграционного сотрудничества России, Беларуси и Казахстана: реалии и перспективы

1_14_19967019 декабря 2010 года главы наших государств определили ориентиры формирования нового Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями с выходом на создание общего экономического пространства. 19 марта 2012 года Стороны подтвердили своё решение о создании Евразийского экономического союза к 2015 году.

 

Следует отметить, что сегодня сотрудничество России, Беларуси и Казахстана приобретает контуры новой модели интеграционного партнерства, в рамках которого должны быть заложены принципиально инновационные подходы к развитию сотрудничества на постсоветском пространстве.

 

Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Планом действий формированию Таможенного союза:

 

1. Создание Таможенного союза с 1 января 2010 года
2. С 1 июля 2010 года формирование единого таможенного пространства в формате трех стран.
3. С 1 января 2012  года переход к ЕЭП

 

Новая система взаимодействия стран была заложена с основой формирования Таможенного союза в 2010 году. Сегодня  в рамках Таможенного союза разработано и принято более 180 международных договоров по различным направлениям, что создало условия для решения по присоединению Российской Федерации к ВТО с учетом интересов всего Таможенного союза.

 

18 ноября 2011 года было подписано соглашение о начале функционирования Единого экономического пространства с 1 января 2012 года. Его цель – дальнейшая интеграция и полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства на основе создания надгосударственного органа – Евразийской экономической комиссии, призванной сформировать условия проведения странами согласованной торговой, транспортной, энергетической, аграрной и промышленной политики.

 

Благодаря формированию Таможенного союза и проведения совместной торговой политики объем взаимной торговли государств – членов Таможенного союза составил в 2011 году 62,3 млрд. долларов США. По сравнению с 2010 годом Он возрос, по данным Евразийской экономической комиссии, на 32,1%. Во взаимной торговле 65,2% объема взаимной торговли приходилось на Российскую Федерацию, доля Республики Беларусь составила 23%, Республики Казахстан – 11,8%.

 

Вместе с тем в 2012 году объем взаимной торговли товарами за январь-декабрь 2012 года, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов Таможенного союза, составил 68 582,2 млн. долл. США и увеличился на 8,7% по сравнению с уровнем января-декабря 2011 года. При этом во взаимной торговле по сравнению с 2011 годом произошел существенный рост доли Республики Беларусь с 23% до 24,9%, в свою очередь доля Казахстана сократилась с 11,8% до 10%.

 

По итогам 2011 года взаимная торговля со странами – членами Таможенного союза занимала:

 

- 46,4% объема внешней торговли Республики Беларусь,
- 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан
- 7,5% объема внешней торговли Российской Федерации.

 

В 2011 году наибольший удельный вес в товарной структуре взаимной торговли занимал экспорт минеральных продуктов, который составил 41,1, экспорт машин, оборудования и транспортных средств — 19%, экспорт металлов и изделий из них — 12,7%, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — 9,3%.

 

В свою очередь в 2012 году начали наблюдаться интеграционные эффекты, характеризующие постепенное изменение приоритетов взаимной торговли трех стран.

 

В частности, в 2012 году экспорт товаров из Республики Беларусь в Республику Казахстан увеличился на 19,6%, в Российскую Федерацию на 12,2%, по сравнению с 2011 годом. При этом экспорт машин, оборудования и транспортных средств в Республику Казахстан возрос на 36,7% по сравнению с 2011 годом, экспорт продовольственных товаров в Российскую Федерацию увеличился на 22%.

 

В 2012 году объем экспорта из Российской Федерации в Республику Беларусь увеличился на 8,1%, в Республику Казахстан – на 11,6% по сравнению с 2011 годом. Наиболее существенный рост отмечался в объеме поставок  металлов и изделий из них в Республику Казахстан, по данной товарной группе экспорт увеличился на 31,6%. Кроме того экспорт машинам, оборудованию и транспортным средствам экспорт в Республику Беларусь возрос на 27,4% и в Республику Казахстан – на 22,6%.

 

В 2012 году экспорт из Республики Казахстан в Республику Беларусь сократился на 13,7%, в Российскую Федерацию – на 3,6% по сравнению с 2011 годом. Следует отметить, что сокращение экспорта во взаимной торговле произошло по двум основным группам товаров: минеральным продуктам – на 24,8% и продукции химической промышленности – на 15,6%. Однако в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдался существенный рост экспорта машин, оборудования и транспортных средств – на 73,1% и продовольственных товаров – на 67,8% в страны Таможенного союза.

 

В 2012 году впервые за последние годы наблюдался рост удельного веса взаимной торговли в общем объеме внешней торговли государств – членов Таможенного союза. По сравнению с 2011 годом рост удельного веса взаимной торговли в общем объеме внешней торговли увеличился на 0,5 процентных пункта и составил 12,7%. При этом можно отметить, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом удельный вес взаимной торговли с государствами – членами Таможенного союза в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь увеличился с 46,4% до 48,4%, в свою очередь в торговли Российской Федерации данный показатель вырос с 7,5% до 8%, однако в Республике Казахстан отмечалось сокращение данного показателя с 18,4% до 18%.

 

В 2012 году в товарной структуре взаимной торговли государств – членов Таможенного союза стали происходить существенные изменения. Хотя во взаимной торговле по-прежнему преобладает экспорт минеральных продуктов, который составил 37% от общего объема взаимной торговли, тем не менее данный показатель по сравнению с 2011 годом сократился на 4,1 пункта. При этом 87,6% экспорта минеральных продуктов на рынок Таможенного союза осуществляла Российская Федерация.

 

В 2012 году доля машин, оборудования и транспортных средств составляла 21,1% объема взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 2,1 пункта. В объеме экспорта машин, оборудования и транспортных средств в страны Таможенного союза на Российскую Федерацию приходилось 50% от общего объема поставок данной продукции и 45,1% — на Республику Беларусь.

 

В 2012 году в товарной структуре взаимной торговли государств – членов Таможенного союза доля экспорта металлов и изделий из них не изменилась по сравнению с 2011 годом и составила 12,7% объема взаимной торговли. Причем наибольший объем металлов и изделий из них продает на общем рынке Российская Федерация 60,2%.

 

Из основных товарных групп в 2012 году заметные изменения  в товарной структуре взаимной торговли государств – членов Таможенного союза имели место в экспорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, доля которых во взаимной торговле увеличилась почти на 1 пункт и составила 10,2%. Наибольший объем поставок на общий рынок по группе продовольственных товаров осуществляет Республика Беларусь 58,8%.

 

Несмотря на динамическое развитие взаимной торговли государств – членов Таможенного союза, безусловно, не может не вызывать опасения то обстоятельство, что если в целом за 2012 год сложилась позитивная динамика развития взаимной торговли, то при анализе поквартальной и ежемесячной торговли можно отметить существенное сокращение взаимного товарооборота. Так если в первом квартале 2012 года взаимная торговля государств – членов Таможенного союза возросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 21,8%, то во втором квартале — на 9%, в третьем – на 4% и в четвертом лишь на 2,4%. При этом в Казахстане спад во взаимной торговле с государствами – членами Таможенного союза отмечался в первом, третьем и четвертом кварталах, а у России в 4 квартале.

 

В свою очередь по данным за январь 2013 года объем взаимной торговли в январе 2013 г. составил 4,7 млрд. долларов США, или 97,8% к уровню января 2012 г. Снижение объема взаимной торговли главным образом вызвано сокращением поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Беларусь.

 

Следует отметить, что основными факторами, сдерживающими динамичное развитие интеграционного сотрудничества, выступают следующие:

 

1. Глобальный экономический кризис.
2. Предпосылки возможного возникновения кризисной ситуации в государствах – членах Таможенного союза.
3. Структурная перестройка национальных экономик с учетом новых целевых приоритетов экономического развития.

 

Безусловно, одним из основных факторов, сдерживающих динамичное развитие внешней торговли стран, выступает ситуация, складывающаяся в глобальной экономике. Современный мир оказался не готов к тому, что глобальное сотрудничество будет обуславливать возникновение новых подходов к интеграционному взаимодействию, при котором страны становятся более уязвимыми воздействию внешних факторов.

 

Процесс глобализации привел к усилению интеграционных взаимосвязей национальных государств в мировой экономике. Под воздействием современной системы международных экономических отношений создаются новые модели интеграционных объединений, благодаря которым многие страны мира в настоящее время одновременно принимают участие в нескольких разноскоростных интеграционных объединениях. На 1 января 2012 года в мире было заключено 202 региональных торговых соглашения и 104 соглашения об экономической интеграции. При этом международный опыт наглядно демонстрирует, что наибольшие выгоды от интеграции получают те государства, где созданы специальные институты управления интеграционным процессом и сформированы целевые приоритеты развития интеграционного экономического и политического сотрудничества на долгосрочную перспективу.

 

Современный глобальный мир, сформированный и развивающийся с 1992 года, характеризуется высоким уровнем не стабильности. Под воздействием трансформации международных экономических отношений  в настоящее время уже произошло два крупных экономических кризиса. Первый экономический кризис продолжался в период с 1994 по 2003 годы и охватил 126 государств. Для Российской Федерации данный кризис привел к дефолту экономики в 1998 году.

 

Сейчас происходит второй глобальный финансово-экономический кризис, который начался в 2007 году и период завершения кризиса по самым оптимистическим прогнозам можно ожидать не ранее 2017 года, причем данный кризис охватил 187 государств.

 

Среди стран наиболее пострадавших от новой волны кризиса, в первую очередь, следует выделить страны зоны евро, которые традиционно выступали основными торговыми партнерами государств – членов Таможенного союза. В сложившейся ситуации происходит изменение приоритетов международной торговли. В частности, Российская Федерация инициирует развитие более тесного экономического сотрудничества со странами БРИКС и  в первую очередь с Китаем.

 

Следует учитывать то обстоятельство, что с 2012 года во внешней торговле с третьими странами основными партнерами государств – членов Таможенного союза выступали Китай — 12,2% от общего объема товарооборота с третьими странами, Нидерланды – 10.5%, Германия – 8,8%.

 

Можно отметить, что для Российской Федерации и Казахстана в современной экономической ситуации, возникает потребность пересмотреть стратегии направления резерв средств в экономику стран, переживающий глубокий экономический кризис. Кроме того опыт Кипра наглядно демонстрирует пагубность использования оффшорных зон для развития национальной экономики, в этой связи необходимо принять меры по сдерживанию оттока капитала в данные зоны и активизировать меры контроля за совершением операций с участием аффилированных компаний.

 

Для преодоления глобального кризиса необходимо сформировать и реализовать на практике новые формы геоэкономического сотрудничества и развития, направленные на создание условий для модернизации национальных экономик и снижения воздействия финансового фактора на характер развития глобальных процессов. Только снизив уровень неустойчивости системы можно достичь реального прогресса в области преодоления финансово и экономического кризиса.

 

Рассматривая предпосылки возможного возникновения кризисной ситуации в государствах – членах Таможенного союза необходимо отметить, что в четвертом квартале 2012 года наблюдается снижения темпов роста ВВП стран Таможенного союза. При этом в целом по сравнению с 2011 годом ВВП в 2012 году увеличился почти на 4%.

 

Объем промышленного производства государств – членов Таможенного союза в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на  2,5%, причем рост отмечался во всех странах: в Беларуси – на 5,7%, Казахстане – на 0,5%, России – на 2,6%. Вместе с тем  в 2011 году объем промышленного производства государств – членов Таможенного союза вырос на 4,8% по сравнению с 2010 годом.

 

Причем уже за январь-февраль 2013 года объем промышленного производства государств – членов Таможенного союза снизился на 1,2%. Спад объема промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в Беларуси составил 0,4%, России – на 1,5% и только в Казахстане объем промышленного производства увеличился на 0,9%.

 

Производство продукции сельского хозяйства в государствах – членах в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилось на 5,6%. В тоже время в 2011 году рост по сравнению с 2010 годом составил 22,6%. Рассматривая отдельные страны Таможенного союза, необходимо отметить, что в Беларуси в 2012 году возросло производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах на 6,1%. В Казахстане производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 17,8%, главным образом, из-за снижения производства под влиянием негативных климатических условий в растениеводстве, в Российской Федерации также произошло сокращение объемов сельскохозяйственного производства на 4,7%.

 

Серьезным фактором нарастания кризисных явлений в Таможенном союзе является то обстоятельство, что в январе-феврале 2013 года грузооборот транспорта (без трубопроводного)  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 4,5%. При этом снижение грузооборота наблюдается во всех  государствах – членах Таможенного союза. В частности грузооборот транспорта грузооборот транспорта снизился в Беларуси на 6,8%, в Казахстане – на 6,2%, в России – на 4,2%.

 

Анализируя структурную перестройку экономик государств – членов Таможенного союза необходимо отметить, что сегодня страны разрабатывают долгосрочные стратегии развития национальных экономик нацеленные на повышение конкурентоспособности государств с учетом глобальных вызовов современности.

 

К общим приоритетным направлениям развития государств – членов Таможенного союза можно отнести стремление осуществить модернизацию экономики на основе развития инноваций и поддержки стратегических производств, поддержки предпринимательства и инициатив граждан, роста уровня доходов граждан, повышения доступности и качества услуг образования и здравоохранения, улучшения кадрового потенциала, решения комплекса внешнеполитических и экономических задач, содействующих углублению интеграционного сотрудничества.

 

Важно отметить, что в 2013 году Казахстан разрабатывает стратегию развития республики до 2050 года. Позитивным моментом данной  стратегии является то обстоятельство, что Стратегия «Казахстан-2050» представляет собой новый политический курс для Казахстана в быстро меняющихся глобальных условиях. При этом основными направлениями развития республики будут выступать:

 

  • • Дальнейшее развитие и укрепление государственности.
  • • Переход на новые принципы экономической политики.
  • • Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.
  • • Формирование новой социальной модели.
  • • Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения.
  • • Повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата.
  • • Выстраивание адекватной новым вызовам международной  и оборонной политики.

 

При этом новая стратегия развития Казахстана не соответствует тем приоритетам, которые определяет Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии считающий, что удел Казахстана в рамках формирования Евразийского экономического союза это лишь производство цветных металлов и сплавов (медь, цинк, свинец), а также производство редких и редкоземельных металлов и сплавов.[1]

 

Такой подход к перспективам евразийской интеграции недопустим и более того пагубен, о чем наглядно свидетельствует практика Европейского союза и зоны евро. Включение в зону евро реально стало трагедией для многих малых государств, которые оказались брошены на произвол судьбы ведущими экономиками евро зоны не заинтересованными в подъеме всего общего экономического пространства.  Сегодня евро зона прибегает к радикальным мерам спасения экономики Испании, Португалии, Греции, Кипра, Ирландии, которые разрушают экономические основы данных стран, тем самым усугубляя кризис не только в этих государствах, но и Европейском Союзе в целом, к сожалению сегодня крайне мало экономистов способных мыслить масштабно, учитывать все экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на характер развития интеграционного сотрудничества.

 

Создание Евразийского экономического союза это серьезный шаг наших государств, при этом идя по пути формирования новой формы интеграционного сотрудничества важно наполнить ее действенным содержанием. В этой ситуации, с нашей точки зрения, необходимо особое внимание уделить, следующим ключевым моментам:

 

1. Провести унификацию национального законодательства  государств – членов Таможенного союза. Без данного процесса мы не сможем создать условия для реальной интеграции. Дело в том, что за счет разной законодательной базы создаются условия не равной конкуренции, что неизбежно будет вести к росту конфликта интересов в случае углубления кризисных процессов на пространстве ЕЭП.
2. Развивать надгосударственную систему управления, в том числе посредством  более активного участия Евразийской экономической комиссии в формировании реального общего экономического пространства, исходя из полномочий, которыми наделена данная организация. Следует отметить, что есть несомненные успехи в функционировании данной комиссии в области осуществления торговой, промышленной, агропромышленной, энергетической политики.
3. Повышение конкурентоспособности продукции  государств – членов Таможенного союза за счет модернизации национальных производств, защиты внутреннего рынка. Причем здесь большая помощь может быть получена как от Евразийской экономической комиссии, так и от Российской Федерации, которая став членом ВТО имеет право активно участвовать в Дохийском раунде международных переговоров, отстаивая интересы всех стран Таможенного союза.

 

В заключение следует отметить, что сегодня Беларусь, Казахстан и Россия формируют новую модель интеграционного сотрудничества. Насколько успешной она окажется, зависит от того какие практические шаги сделают страны по созданию не декларативного, а реального общего экономического пространства, с общими правилами игры для бизнеса, с социальными гарантиями для всех граждан государств – членов Таможенного союза.

 

Филькевич Игорь

Доктор экономических наук, профессор

Директор Института международного интеграционного сотрудничества

Международного университета в Москве

 



[1] http://tsouz.ru/db/MP/Documents/Binder1.pdf