Религия в ее ответах на вызовы и угрозы современности

34822027Съезды лидеров традиционных и мировых религий, уже в течение 10 лет проводимые в Астане, являются продуктивной диалоговой площадкой, позволяющей углублять межрелигиозный диалог, разнообразить его формы, повышать его результативность. Анализируя материалы Съездов, можно заметить, что как характер обсуждения основных вопросов, дискутируемых в ходе их работы, так и содержание итоговых документов, принятых на Съездах, все более конкретизируются, обретают предметную четкость. Если в материалах первого Съезда присутствовали отчасти абстрактные положения, носящие общую гуманистическую направленность, но не всегда соотносимые с религией как таковой, то, к примеру, в Обращении участников IV Съезда (Астана, 30-31 мая 2012 года) уже со всей ясностью подчеркивается: «Мы верим, что религия является одним из самых важных и влиятельных средств разрешения современных социальных проблем и достижения всеобщего мира и процветания…. Убеждены, что единственным путем созидания безопасного мира является диалог, основанный на принципах взаимного уважения и понимания, сострадания и прощения, справедливости и солидарности, мира и согласия. В этой связи мы призываем к совершенствованию механизмов взаимодействия между религиозными общинами, политическими лидерами, международными организациями и гражданским обществом» /1/.

 

Вместе с тем следует подчеркнуть, что межрелигиозный диалог приносит свои плоды только тогда, когда он соответствует внутренним характеристикам религии, ее сущности. Такой диалог должен быть свободным от внешних обстоятельств, не имеющих отношения  к религии.  Из опыта известно, что политики нередко подталкивают религии к диалогу по политическим соображениям, мало считаясь со способностью религий отвечать этим политическим задачам. Результатом такого форсирования межрелигиозного диалога может стать некая противоположность ожиданиям: религии начинают сопротивляться подталкиванию их к диалогу, они «отталкиваются» друг от друга, как это происходит с одноименными электрическими зарядами при их сближении. Межрелигиозный диалог — предмет очень тонкий и чувствительный, поэтому грубыми средствами его не углубишь. Отсюда, на наш взгляд, проистекает — надо признать — все же малая результативность межрелигиозного диалога, во всяком случае не та результативность, которую можно было бы ожидать.

 

Религия вполне способна проявлять свои позитивные возможности по целому ряду важнейших для современного мира направлений. К примеру, в вопросах снижения уровня вызовов и угроз современности, в конструировании более справедливого миропорядка. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, выступая на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий, заострил внимание на том, что «…в сегодняшнем мире дефицит позитивных концепций мироустройства… Подрываются моральные и нравственные скрепы любого общества – семья, традиции воспитания детей, преемственности поколений и многие другие. В этом плане Съезд лидеров мировых и традиционных религий мог бы выступить как ведущая диалоговая платформа, предметно нацеленная на идейно-духовное конструирование основ справедливого мироустройства в ХХI веке» /2/.

 

Однако религии все еще не удается проявить свой позитивный потенциал в выстраивании справедливого мира. В геополитических сценариях развития мира противниками религии ей, напротив, чаще всего уделяется роль средства дестабилизации внутристрановой или региональной ситуации. При этом в отношении религии осуществляют следующие процедуры:

 

- устраняя религию из общества, добиваются снижения его духовности и нравственности, что позволяет эффективнее манипулировать людьми,

- религию компрометируют: ислам – как идейную основу терроризма, православие – как косную, догматическую, отсталую систему, не способную к развитию, католицизм – как притязающий на мировое господство. И все религии вместе – как противостоящие либеральным ценностям,

- подменяют веротерпимость (совершенно оправданную стратегию в отношениях между религиями) на толерантность ко всякому мировоззрению – даже антирелигиозному.

 

При этом, если негативная роль религии в современном и грядущем мироустройстве освещается широко, то в качестве стабилизирующего мир фактора религия, как правило, не рассматривается. А вместе с тем — повторим — религия обладает большим потенциалом в снижении уровня вызовов и угроз современности. Обращение к религии в ее сущностной способности пробуждать в людях нравственность, ответственность, любовь, веру, надежду – все то, что приближает человека к Богу, это обращение и  позволяет реализовать возможности религии в снижении уровня агрессивности современной политики и одухотворении бытия в целом.

 

В отношении противодействия вызовам и угрозам современности методологически  является не вполне оправданным только реагировать на вызовы, только стремиться «минимизировать потери» от них. Этот способ противостояния вызовам и угрозам ущербен, так как он вынуждает только реагировать на вызовы, «плестись в хвосте событий», быть страдательной стороной. Но сегодня быть страдательной стороной нельзя – это загоняет субъекта процесса в «угол», ставит его в заведомо проигрышное положение. Вызовы и угрозы надо превратить в энергетику развития, тем более, что с  духовной точки зрения абсолютно новых проблем, вызовов и угроз нет.  Имеет место только переформатирование, только видоизменение вызовов и угроз, извечно присутствующих в мире. И у традиционных религий есть ответы на эти вызовы.

 

С духовной точки зрения нет  «актуальных проблем современности». Если эти проблемы связаны с вызовами и угрозами, множащимися в современном мире, то, например, православный ответ на них заключается в актуализации догматов Церкви в их проекции на ту реальность, которая порождает вопросы. У Церкви есть ответы практически на все вопросы современности. Любой современный вопрос — от однополых браков до международных аспектов секуляризации — получает ответ в святоотеческом наследии при духовном его прочтении. При этом не следует бояться быть консервативным, для православия это — благо. Достаточно взглянуть на современный протестантизм, который пошел на поводу требований времени, пытаясь, тем самым, удержать паству. Или на Римско-католическую церковь после II Ватиканского собора, документы которого полны компромисса с мировоззрением, далеким от христианства. Ни протестантизм, ни католики ничего не выиграли от попыток «осовремениться».

 

Возникает, впрочем, достаточно болезненный для Церкви вопрос: как, сохраняя в неповрежденности православную веру, не оказаться в изоляции к современному миру, ценности которого явно иные? Как, находясь на «консервативных» позициях, быть современным, вести диалог с секулярным миром, доносить до него свою позицию по актуальным проблемам, оказывать влияние на мир?  «Консервативная» позиция РПЦ всему этому не помеха, надо только уметь «вынимать» из закромов православия решения, базирующиеся на истине православия, уже принимавшиеся в истории по схожим поводам и в похожих ситуациях или не бывшие ранее, но поддающиеся православному прочтению и разрешению в контексте православной традиции. Чудовищная усложненность современного мироустройства может сыграть только на руку православию: в ситуации духовной прострации, потери нравственных ориентиров и перманентного финансово-экономического кризиса, твердый голос православия как раз и может быть услышан, ибо абсолютная нестабильность современного мира нуждается в своем антиподе — устойчивой стабильности, и здесь мы можем прибегнуть к сложившемуся в отношении православия стереотипу: быть отчетливо догматичным, т.е., в высшей степени устойчивым. Современный мир становится все более нестабильным, и дизайнеры этого мира специально увеличивают объемы и глубину этой нестабильности. Эти процессы однозначно разрушают духовность. В остервеневшем донельзя мире, в котором попраны самые основы человеческого бытия, этот консерватизм, догматизм и ортодоксия могут стать предельно востребованным «товаром».

 

Конкретизируем ряд ранее высказанных общих положений относительно возможностей религии в вопросах одухотворения современного мира и ее ответах на вызовы и угрозы современности. Наметим несколько групп вызовов и, соответственно, ответов на них.

 

Вызов 1. Ожесточение современной политики, международных отношений, попрание международного права, политика двойных стандартов, «гуманитарные интервенции», искажение принципов демократии и т.п.

 

Понятно, что это — очень серьезный вызов миру. Более того, этот вызов превращается в постоянную практику современной геополитики. Что может на это сказать религия, каковы ее возможности в придании современной политике «человеческого лица»?  Надо подчеркнуть, что религии приходится демонстрировать свои позитивные возможности в политическом пространстве, где ей уже намечена вполне определенная и совсем не положительная роль. Помимо этого, в современной политике присутствует: много ложной риторики, ложных посылов, манипулирование сознанием. Мировые религиозные лидеры, особенно с 2006 года, когда состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров в Москве, принимают на своих встречах программные документы, нацеленные на духовное оздоровление современной экономики и политики. К сожалению, мировая политическая элита далеко не всегда прислушивается к этим рекомендациям, но все же ситуация меняется.

 

Религия и в этих условиях:

 

- широко говорит об альтернативных путях выстраивания политики (более справедливой, гуманной),

- религиозные авторитеты регулярно делают конкретные предложения по гуманизации мировой политики в адрес политических лидеров (лидерам восьмерки, двадцатки, в адрес Давосского форума и т.д.),

- через комиссии, советы, экспертные группы, в которые входят представители религии, проводится религиозное видение решение политических проблем,

-  религии достаточно активно участвуют в стратегическом планировании будущности мира.  Об этом не часто говорят открыто, но религиозный фактор – один из основных в таком планировании. Стратегическое планирование нового мироустройства осуществляют все крупные державы. Но такое же планирование имеет место со стороны всех мировых религий. В этой связи можно упомянуть исламский, католический и православный проекты мироустройства. Политики пока берут на вооружение только внешние контуры этих проектов, но внутри даже того, что заимствуют политики, содержатся неустранимые элементы духовности, последние проявятся самым неожиданным для политики образом.

 

Усилия религии по гуманизации современной политики дают свои плоды. Осознание возможностей религии в этой сфере становится достаточно массовым.

 

Вызов 2. Отрыв современной экономики и финансовой системы от источника богатства — человека, забвение его экономических интересов и прав. Господство спекулятивного капитала над реальной экономикой. Абсолютная безнравственность мировой экономической системы.

 

Вполне обоснованно среди основных причин перманентного  глобального финансово — экономического кризиса религии указывают на отсутствие социального партнерства, справедливости и нравственности в мировой экономической системе современности. Римско-католическая церковь уже не первое десятилетие настаивает на развитии социального партнерства владельцев предприятий и наемных работников.

 

В последнее время и Русская православная церковь стала много говорить о необходимости нравственного оздоровления экономики. Так, в  2004 году,  на Всемирном Русском Народном Соборе, где во многом тон задает Русская православная церковь, был принят очень характерный и интересный для нашей темы документ -  «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», в котором регламентировались нравственные правила развития экономики. Эти принципы и правила опираются на религиозные заповеди, в их применении к экономической сфере человеческого бытия. Но пока эти инициативы не получили широкого распространения и реализации. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в течение 2009-2010 годов многократно обращал внимание на истинные причины текущего финансового кризиса. Он подчеркивал, что кризис имеет причиной отказ от нравственных ценностей. Экономика стала развиваться в отрыве от человеческого содержания ее, огромное развитие получили операции в сфере спекулятивного капитала, инвестиции в реальный сектор экономики сократились. Так что экономика является сегодня сферой столкновения различных парадигм ее дальнейшего развития.

 

Ислам, как религия социальной справедливости, четко определяет свои приоритеты в экономической сфере. Всеобщая Исламская Декларация Прав Человека в разделе «Экономический порядок и Права, исходящие из него» подчеркивает:

 

a) В экономическом потенциале все люди имеют право на долю природных ресурсов. Они — благословения, подаренные Богом для блага человечества в целом…..

d) Бедные имеют право на предписанную долю в капитале богатых, как установлено это Закаатом (Zakah), наложенным и собранным в соответствии с Законом.

e) Все средства производства должны использоваться в интересах сообщества (Ummah) в целом. Ими нельзя пренебрегать или неправильно пользоваться..

f) Для развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации Исламский Закон запрещает монополии, неразумные ограничительные торговые методы, ростовщичество, принуждение при заключении контрактов и публикации рекламы, вводящих в заблуждение.

g) Разрешены все экономические действия, если они не вредят интересам сообщества (Ummah) и не нарушают Исламские законы и ценности» /3/.

 

Как видно из приведенных примеров, религии пытаются сделать экономическую сферу более нравственной, аргументы религий убедительны и весомы, но заметных подвижек пока не произошло. И вместе с тем усилия религий не напрасны — безнравственность современной экономической системы становится очевидной и все более нетерпимой сообществами.

 

Вызов 3. Нарастание бездуховности, утрата смысла жизни, господство ложных ценностей, падение уровня культуры, превратное понимание прав человека, разрушение традиционных ценностей.

 

Отметим, что в этой сфере религия проявляет особую активность. И усилия религии здесь достаточно результативны. В частности, мировое сообщество с пониманием относится к стремлению религии восстановить истинное значение прав человека. Религии напоминают, что эти права не тождественны произволу погрязшего в грехах человека, но являются правом на духовное развитие, на достоинство, на реализацию в обыденной, повседневной жизни религиозных ценностей.

 

В этом отношении характерна позиция ислама. «Права и свободы человека в Исламе установлены прямой волей Всевышнего Творца, а не субъективными желаниями и чувствами или человеческими сочинениями. Это имеет принципиальное значение, так как права, провозглашенные человеком, относительны и точно так же могут быть изменены или отменены человеком — например, по воле земного правителя. Воля же Аллаха вечна и неизменна, и никто из людей не вправе ее нарушать. Если права и свободы человека рассматриваются вне понятия вечной жизни, даруемой Аллахом, а именно — лишь как средство достижения благ земной жизни, то в этом случае нет объективного критерия, по которому могут быть четко проведены границы человеческой свободы, за которыми начинаются аморальность, произвол, анархия и тирания. Как сказал Пророк (САС): «Если бы людям давали все, на что они претендуют, то жизнь и все имущество нации были бы потеряны»/4/.

 

Солидарна с таким пониманием и Русская православная церковь: «Никакие человеческие установления, в том числе формы и механизмы общественно-политического устройства, не могут сами по себе сделать жизнь людей более нравственной и совершенной, искоренить зло и страдания. Важно помнить, что государственные и общественные силы имеют реальную способность и призвание пресекать зло в его социальных проявлениях, но они не могут одержать победу над его причиной – греховностью. Сущностная борьба со злом ведется в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности» /5/.

 

Есть несколько направлений, по которым религии добились некоторых успехов. РПЦ повлияла на изменение позиции Государственной Думы в отношении ювенальной юстиции и роли семейных ценностей в обществе, пытается быть активной  в культурной сфере. Позиция религии в отношении прав человека, необходимости возрождения нравственности и духовности, в поддержании традиционных ценностей совпадают с мнением абсолютного большинства населения стран СНГ, что показывают материалы социологических исследований. Экспертное религиоведческое сообщество стран содружества выступает с аналогичных позиций.

 

Подводя итоги анализу возможностей религии в снижении уровня вызовов и угроз современности, отметим, что позиции традиционных религий в этом вопросе практически идентичны — это осознается религиозными лидерами и это хорошая основа для совместных действий этих религий. «Было бы полезно прилагать совместные усилия для оказания противоборства противникам религиозной веры, адептам атеизма и безнравственности: сторонникам материализма, поборникам нудизма и сексуальной распущенности, абортов и сексуальных аномалий, брака мужчин с мужчинами и женщин с женщинами.
Для нас нет ничего предосудительного в том, чтобы выступить единым фронтом с обладателями Писания против тех, кто стремится разрушить человечество своими губительными лозунгами и аморальным поведением, низвергнуть его с красоты гуманизма до уровня животного мира: «Видал ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (Св.Коран, 25:43-44)» /6/.

 

Единство основных религий современного мира по столь важному вопросу, несмотря на имеющиеся между ними догматические различия, дает основания надеяться, что роль и значение религии в исследуемых процессах будет возрастать,
нравственное состояние человечества заметно улучшится и духовность станет пониматься как истинная и непреходящая ценность.

 

Литература

 

1. Обращение участников  IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий,  Астана, 30-31 мая 2012 года  // http://www.akorda.kz/ru/page/obrashchenie-uchastnikov-iv-sezda-liderov-mirovykh-i-traditsionnykh-religii-astana-30-31-maya-2012-goda_1342000256

2. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на открытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий // http://www.akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-nursultana-nazarbaeva-na-otkrytii-iv-sezda-liderov-mir_1341999186

3. Всеобщая Исламская Декларация Прав Человека // http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/16/declaracia-01.htm

4. Основные положения социальной программы российских мусульман// http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=219&rid0=156&rid1=219&rid2

5. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека // http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html

6. Сотрудничество в противостоянии атеизму и моральной деградации // Сближение религий. Взгляд Шариата. // Современные фетвы // 4religions.com/index.php/20080802103/2008-08-03-00-01-20.html‎

 

Косиченко А.Г.

 главный научный сотрудник Института философии,

политологии и религиоведения КН МОН РК,

доктор философских наук, профессор