Толерантность как духовная основа казахстанского менталитета

g8yvCxLfLhIВ настоящее время рассуждения о культуре и духовности в их абстрактно — теоретической форме могут показаться излишними, в силу объективных и субъективных причин. Тем более, когда речь идет о конкретных проблемах казахстанского общества. Поэтому, данная цель подталкивает нас к исследованию особенностей казахстанского менталитета, которая проявляется в решении духовных, социально-экономических и политических проблем общества.

 

Как известно, менталитет нации является результатом духовной совместной жизни народов, населяющих просторы Евразии. На его формирование влияют отшлифованные временем обычаи и традиции, культуры, системы духовных ценностей, а также образ жизни. Другими словами, казахстанский менталитет – это целостное духовное образование, характеризующее самобытность духа народа Казахстана.

 

Казахстанский менталитет, по большому счету, духовный синтез ценностей и мировоззренческих установок Востока и Запада. Ядром этого синтеза выступает единство Воли, Разума и Сердца. Они образуют в ядре казахстанского менталитета некую целостность. В нем нет противопоставления или абсолютизации одного над другим. Здесь все едино, слитно и синкретно.

 

Синкретизм не внешнее, механическое соединение разных ментальных ценностей. Это явление исключительно внутреннее, продиктованное самим ходом существовании нации. Например, сегодняшняя многоукладность социально-экономической жизни, многовекторность внешней политики, языковой билингвизм, толерантность, даже добровольный отказ от ядерного оружия и.тд. по сути есть проявление синкретизма. Также синкретизму присуща эклектика, но эклектика не в марксистском понимании-как попытка соединения несовместимых противоположностей и подмена одних ценностей другими, а возможность выбора тех ценностей, которые соответствуют духовному миру нации. Поэтому эклектика не способ нарушения целостности, как принято считать, а стремление к нему.

 

Здесь все едино потому что, как подчеркивает Президент Н.А.Назарбаев, «уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали. Наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать. Каждый из нас един в понимании долга перед своими родителями и стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня-это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей»/1,с118/.

 

Следует подчеркнуть, что казахстанский менталитет весьма динамичный и изменчивый во времени. Он постоянно наполняется другими содержаниями. Этот процесс идет двумя путями: первый — это когда актуализируются те исконные базовые ценности, которые присущи казахстанцам (терпимость, отзывчивость, доверчивость, открытость, душевность, щедрость, примат духовности над материальным, коллективизм, компромисс и т.д),выработаны веками на просторах Евразийской степи, и второй-когда под флагом «глобализации» внедряются, иногда насильственным способом, чужие социальные нормы (крайний индивидуализм, культ денег,утилитаризм, культ силы и оружия) и другие прагматические стандарты Запада и Америки. Горячие сторонники «преобразования» должны помнить, что «американизация» внутренней сути духовного бытия нации приводит к расколу  внутреннего, духовного единства нации и общества целом.  В истории достаточно много примеров того, как нации и народности теряли свою духовную самобытность и исчезали с карты земли. К счастью, казахский народ, на долю которого выпали жестокие суровые испытания ( в том числе и в ХХ веке) как этнос, сумел сохранить духовное лицо, показав всему миру свою созидательную силу. Наш менталитет вбирал в себя культурные влияния как Востока, так и Запада, но это не смогло коренным образом изменить его. Секрет такой стойкости видимо в том, что наши предки-кочевники сумели в свое время адаптироваться к разным веянием и переменам, проявив незаурядность характера и талант восприимчивости, открытость души и терпимость, умение находить общий язык с соседями и достигать компромисса. Эти качества и по сей день отличают наш менталитет и, вызывают восхищение и удивление.

 

Также, нельзя не заметить всевозрастающую роль Запада и его влияние на становление современного миропорядка. Вестернизация национальной экономики, политики и ментального бытия становится обычным явлением. За проникновением западной технологии и техники, компьютерных технологии, интернет, электронной информации все больше расширяется его культурное и духовное присутствие.

 

Характерной особенностью сегодняшнего развития также является то, что Запад постепенно утрачивает статус образца духовного, культурного развития перед молодыми национальными государствами.Подтверждением тому является заполнение духовного мира современного общества низкопробными продуктами. Открытая демонстрация, усредненность и достаточно низкий эстетический и этический потенциал так называемых  « массовых культур», вызывает не только сожаление, но и в ряде случаев раздражение. В этих условиях национальным государством ничего не остается, кроме защиты своих собственных интересов, заботы о духовной и ментальной безопасности нации. Поскольку сохранение и развитие национальных ценностей, поиск места в новом миропорядке, преодоление кризиса самоидентификации являются не данью моде прошлого, а формой существования и созидания нации.

 

Другими словами, сегодня  массовая культура и ее разные формы проявления создают определенную культурную и духовную предпосылку для унифицирования особенностей национального менталитета, служат источником конфликта и агрессивности.

 

Сегодня массовая культура пронизывает все сферы человеческой жизни. Она формирует упрощенную систему ценностных ориентации людей. Она, как говорится, рассчитана на «человека с улицы», который желает убивать время, получая при этом моральное  и  физическое удовольствие.

 

Носителями и распространителями массовой культуры зачастую выступают не только средства массовой информации, но и сама масса.

 

Как показывает исторический опыт, реальной материальной силой, разрушающей устои цивилизации и национальной культуры всегда выступала масса. Применительно к современности эта тенденция получила выражение «восстание масс». Она стала одним из главных факторов, определяющих облик современного мира.  По мнению некоторых культурологов «с точки зрения параметров сознания, приверженности определенным стереотипам поведения и реакции, человек может принадлежать к толпе, массе и не выходя из собственной квартиры, сидя у компьютера. К рубежу двух тысячелетий человечество, с одной стороны, достигло невиданных высот прогресса в развитии науки и техники, беспрецедентных в истории жизненных стандартов уровня благосостояния широких слоев населения, но, с другой стороны, человек теряет свои корни, сужается горизонт его мировидения, сокращается диапазон его интересов» /2, 4/. Да, пожалуй, это  болезнь нашего века, результат НТП, урбанизации и индустриализации, глобализации и универсализации, которые вытеснили человеческую духовность из ментального бытия на второй план, создали одномерного человека лишенного  духовных ценностей. Эту тенденцию в свое время, четко уловил П.А. Сорокин. По его мнению, «революции, преступность, душевные болезни и самоубийства несут на себе печать так называемого «освобождения» от границ этических норм и норм закона и верховенства неограниченной физической силы и роста жестокости, зверства и бесчеловечности». /3, 4/ . Все это опасно в том плане, что масса теряя, свои корни, отметая с пути общепризнанные духовные ценности и самобытности культуры, могут создать питательную почву  для появления, какого – ни будь доселе мало кому известного политического вождя или кумира, которые могут вести за собой толпу. История человечества полна подобными явлениями, когда те или иные лидеры, четко улавливая пульс эпохи и настроение толпы, творили свои черные дела.  Классическим примером могут послужить приход  к власти Гитлера и Сталина.

 

По мнению некоторых исследователей: « Если классические типы тоталитаризма в лице сталинизма и гитлеризма основывались в значительной степени на навязывании определенного комплекса ценностей, установок, принципов, стереотипов поведения и т.д. по вертикали сверху вниз насильственно, средствами физического и морального террора, информационно- идеологического манипулирования и т. д., то в наши дни формируются спонтанно по горизонтали» /4,9/.

 

На наш взгляд, причины наступления массы по горизонтали, прежде всего, связаны с наступлением эры глобализации. Иначе говоря, восстание масс, начавшееся на Западе, ныне в новых формах неумолимо распространяется на весь остальной мир. Казахстан как часть мирового сообщества,  не может находиться вне этого процесса. Но, одно дело просто созерцать, за ходом этого процесса не предпринимая никаких мер, а другое  дело, когда, на основе единства цивилизационных, социальных и политических идентичностей общества изменить векторы глобализации в пользу сохранения самобытности национальной культуры и духовности. К сожалению, эти процессы в нашем обществе управляются не эффективно, поскольку в социальных матрицах современного общества преобладают космополитические установки. Подобный расклад сил в обществе в будущем могут внести существенные изменения в структуре казахстанского менталитета, в соотношениях конфликтности и толерантности. Естественно, не в пользу толерантности, которые имеют традиционно историко- культурную, ценностно — духовную основу, а в пользу конфликтности, в связи с трансформацией традиционных форм социально-исторических общностей  ( казахстанский народ) в глобализирующемся мире, в связи с образованием транснациональных организации и усилением их связей и отношений.

 

В этих условиях, нам остается только один выход, это усиление роли государства, общественных объединений и политических партий в поддержке толерантности, которые являются краеугольным камнем не только казахстанского менталитета, но и стержнем государственной политики, направленной на сохранение межнационального и межконфессионального согласия.

 

Проблемы толерантности в казахстанском менталитете как эволюционный процесс при переходе от традиционного общества к гражданской проходят через столкновение  политических, экономических, социальных, этнических и религиозно-конфессиональных интересов людей. Эти столкновения даже затронули мировоззренческую основу деятельности человека, хотя об этом говорится очень мало. Последние двадцать лет необычайно возросло влияние религии на общественную жизнь общества. Официально зарегистрированы и получили «государственное благословение» в лице министерства юстиции всякого рода религиозные секты, которые стали проповедовать  среди граждан республики свои мистические, а иногда и вредные учение. Их проповедческая деятельность, а также распространение миссионерской литературы  среди населения  стали обычным явлением.

 

Одним словом, общество охвачено религиозной эйфорией, религиозный бум сотрясают духовную основу общества. Общепринятым становится мнение о том, что будто лишь вера в Бога может послужить гарантией духовного возрождения общества. Именно она может положить конец кризису в сфере духовности и шараханий в ценностных ориентациях людей.

 

На наш взгляд, вера в бога может спасти страну от духовной деградации, если религии будут проповедовать абсолютные, а не квазирелигиозные ценности. Она может внести свой посильный вклад духовное возрождение общества, в том случае, если исключить из своего менталитета желание  самоутвердиться любой ценой в глазах другого, избавиться от языка доминирования. Для этого, она должна менять стратегию и методологию диалога. Прошедший  в Астане  IY съезд лидеров мировых и традиционных религии ярко свидетельствует об этом.  Во имя спасения человечества от неизбежной гибели можно и нужно объединяться всем, вокруг общечеловеческих ценностей на основе толерантности. Только в этом случае религия может воспитывать в каждом человеке уважение к иным цивилизациям и культурам, относиться друг  другу без подозрения.

 

Не умаляя  роль религии в возрождении духовности, в то же время, хотелось бы подчеркнуть следующее,  а именно то,  что под предлогом  свободы вероисповедания, некоторые религиозные деятели начали требовать абсолютную  свободу религиям и религиозным организациям. А ведь это не одно и то же. Тем более, когда некоторые религиозные секты проповедуют среди граждан чужие ценности, которые не только не отвечают духовным интересам общества, но  и противоречат внутреннему содержанию казахстанского менталитета. И самое главное, все это происходит под флагом демократизации общества, понимания  толерантности как абсолютного явления. С другой стороны, здесь чувствуется грубое нарушение взаимосвязи между  свободой и ответственностью. А ведь  свобода есть обратная сторона ответственности.  Всякого рода игнорирования этой связи есть показатель пожертвования нравственности в пользу властных и имущественных, даже корыстных интересов религиозной секты. Следовательно, религиозные секты и их деятельность направлены на разрушение личности и к разрушению страны.

 

Иногда, религиозными сектами толерантность понимается как духовное явление, относящееся только исключительно к казахстанцам. Они  считают себя вне этого явления, не имеющего к ним никакого отношения. На самом деле, толерантность появляется тогда, когда есть взаимоуважение, понимание и признание друг — друга.

 

В основе толерантности лежат такие ценности как любовь, совесть и справедливость. И, наконец, толерантность как основа духовного единения возможна, тогда, когда  есть диалог, живое общение, встречное движение. А когда этого нет, или в место него подозрение, исключительность, радикализм в поступках и взглядах, конфликт неизбежен.

 

К сожалению, на практике эти вещи имеют место быть. И еще странно, когда на этом фоне власть на местах  занимается  внедрением толерантности сверху, путем декрета и установок.

 

Поэтому, сегодня пришла пора научной и философской общественности Казахстана высказать свое мнение по этому поводу, а властям на местах принимать законные меры по отношению к ним. Поскольку дальнейшее злоупотребление терпеливостью казахстанцев могут вызывать обратную реакцию. Тем более, если учесть то обстоятельство, что  у сознании многих  казахстанцев религиозное сливается  с   национальным.

 

Проблемы толерантности в контексте казахстанского менталитета  имеют и другую окраску, связанные  с социально-экономическими  условиями жизни общества. Низкий уровень жизни сельского населения, безработица, не занятость сельской молодежи, разгул коррупции и преступности, непомерного обогащения финансовой элиты и другие негативные факторы отрицательно влияют на ментальный мир казахстанцев и служит источником социального конфликта.

 

Экономическое неравенство людей по величинам получаемых  ими доходов и накопленному богатству также предмет особого разговора.  Необузданная тяга у отдельных людей и социальных групп к незаслуженному обогащению  у многих вызывает не только раздражение, протестное настроение, но и создает нездоровый нравственный климат в обществе.  Как следствие, этих факторов у казахстанцев  формируется недоверие, даже  негативное отношение к  органам государственной власти. Сегодня, можно наблюдать и  видеть, как происходят эти изменения  в  их поведенческих установках, мотивах и намерениях в сторону конфронтации. Иными словами, общественная мораль в республике вступает в противоречие с особенностями национального менталитета.

 

В решении данного вопроса особая роль принадлежит, как всегда, идеологии, которая проводится в той или иной стране. Если анализировать состояние идеологии, которая проводится в нашей стране, то можно  ее охарактеризовать  как развивающаяся, так как она направлена на улучшение жизни людей, совершенствование социально- политической и экономической системы общества, установление гражданского мира и духовного согласия между людьми как фундамент процветания и прогресса. Другими словами, в национальной идеологии преобладают те ценности и убеждения большинства, которые обеспечивают суверенитет и независимость страны.

 

Вместе с тем, анализ реальной ситуации позволяет сделать вывод  о  том, что общая существующая идеологическая установка, направленная на модернизацию страны не всегда носит всеобщий, массовый характер. Дело в том, что на уровне отдельных слоев общества, идеология дифференцируется, иногда приобретает атрибутивность индивидуализма и эгоизма Западного образца. Идея общего блага подменяется идеями блага отдельного человека. Что парадоксально,  подмена иногда доходит до крайности, обостряя общую ситуацию в сфере социально-экономических отношений. И на этом фоне, идеи экономического либерализма у казахстанцев мягко говоря, вызывают опасения в том плане, что государство как субъект рыночной экономики не состоянии что-либо сделать в плане регулирования рыночной экономики. Потому что экономический либерализм переходит все мыслимые и немыслимые границы, утверждая  всевластие рынка и безграничной свободы.

 

Одним словом, изучение источников  толерантности в казахстанском менталитете становится все более важным компонентом национальной безопасности. Для этого необходимо понять внутреннюю логику и механизмы взаимодействия толерантности в казахстанском менталитете с тем, чтобы на компромиссной основе эффективно управлять государством и страной в целом. В свою очередь, изучение этого вопроса в социогуманитарной науке на наш взгляд, даст ответы на вызовы времени и, полагаем  позволит нам поглубже осмыслить духовный и социальный мир казахстанцев.

 

Литература

 

Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстан.-Алматы.1998.- С.118.
Вопросы философии №1.2007.С.4.
Вопросы философии № 1. 2007. С.4.
Вопросы философии № 6.2007. С.9.

 

Бурбаев Т.К.

Профессор, доктор философских наук (Республика Казахстан)