Цивилизационное измерение евразийской интеграции

1В условиях нарастающих внешнеполитических угроз и внутренней нестабильности наша страна может устоять и развиваться только как сильное государство в кругу друзей, как «Большая Россия» -  самостоятельная и полноценная страна-цивилизация. Между тем, считается, что у Российской Федерации недостаточно ресурсов (прежде всего – людских и экономических) для того, чтобы успешно конкурировать с другими локальными цивилизациями. Именно из необходимости выстоять (а вовсе не из стремления подчинить себе кого-то) происходит желание россиян  объединяться с близкими нам странами и народами. Основной способ прирастания России людьми, капиталом и цивилизационной идентичностью — трансформация Российской Федерации в Союз ряда стран Восточной Европы и Северо-Западной Азии.

 

Курс на формирование  Евразийского союза объявлен лидером России Владимиром Путиным в октябре 2011 года, [1] и сегодня этот месседж главы государства начинает приобретать черты конкретных действий. Вместе с тем, создание очередного межгосударственного и надгосударственного объединения (а их у новой России было немало) само по себе не означает становления реального содружества. Напротив, формально-бюрократический подход к созданию Евразийского союза может дискредитировать идею обретения Россией подлинной цивилизационности.

 

Для формирования полноценной российско-евразийской цивилизации мало создания Единого экономического пространства, недостаточно открытия границ, учреждения трансевразийских логистически-транспортных консорциумов и создания Зоны свободной торговли. Основу любой цивилизации составляют самобытность культуры и общность духовной жизни составляющих её народов. [2] Посему главное условие трансформации «Большой России» в Евразийский союз – развитие нашей страны как культурно-ценностного основания нового цивилизационного объединения. Российская Федерация должна стать ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ и притягательным для соседей государством – только тогда на постсоветском пространстве начнутся интенсивные центростремительные процессы, а Россия обрастет союзниками и новыми активами. Проще говоря, Российская Федерация обязана стать самой свободной, самой духовной, самой современной, самой интересной, самой безопасной и т.п. страной евразийского пространства – в этом и должен заключаться её «мировой проект».

 

Главная угроза дальнейшему развитию России – утрата политической стабильности. Однако же пусковой механизм дестабилизации ситуации в какой-либо стране приводится в действие, как известно, не столько внешними силами, сколько самими гражданами страны, недовольными политикой властей. В последние годы недовольство граждан России тем, что происходит в стране, нарастает. Люди недовольны многим и, особенно, масштабами и темпами морального разложения российского общества и его элит, скоростью утраты нашей страной своих духовно-нравственных оснований. Но главный катализатор недовольства – растущее социальное расслоение общества. В России сформировался не просто «раннекапиталистический», но криминально-олигархический тип социума – когда на одном полюсе сосредотачивается все богатеющий на экспорте сырья и монопольно-коррупционных технологиях управления «новый правящий класс», а на другом – все более нищее и бесправное большинство.

 

Социологические опросы показывают: индексация пенсий, зарплат и социальных пособий, а также их относительный рост никого в нашей стране не радуют – все это происходит на фоне сопоставимого роста цен и тарифов, коммерциализации всех сфер российской жизни… Социальное расслоение было бы не так ощутимо, если бы правящий класс сумел компенсировать людям недостаток материальных благ благородными идеями, изыскал возможности поделиться с большинством населения властью и собственностью, нашел способы реальной поддержки «референтной» части общества – квалифицированных специалистов, ученых, интеллигенции, социально активной молодежи.

 

Сегодня недовольные ситуацией в стране граждане Российской Федерации выражают свой протест в основном не публично – уезжают из страны, не желают создавать семью и рожать детей, «косят» от армии, не уважают закон, скрывают доходы от налоговых органов и отказываются участвовать в выборах. Меньшинство выражает свой протест открыто, на митингах – и это меньшинство, как показывает история, в какой-то момент вполне может стать большинством. Словом, градус активного и пассивного гражданского сопротивления правящей корпорации неуклонно повышается. И все это происходит, повторяем, на фоне нарастания внешних угроз – приближения «дуги напряженности», растянувшейся от Магриба до Сирии, к российским границам… Российские «либералы» в ответ на нарастание угроз предлагают отказаться от ядерного оружия и присоединиться к НАТО и зоне евро. КПРФ призывает к ренационализации (с её очевидно неэффективным и расточительным административным управлением ресурсами) минерально-сырьевой базы страны. Национал-патриоты выступают за автаркию и возрождение «Российской империи». Правящая партия в замешательстве: поделиться властью с кем-либо опасно – можно получить хаос, поделиться собственностью страшно – можно потерять всё. Между тем, выход из этого замкнутого круга существует.

 

Классики марксизма считали, что ключевой вопрос всякой революции – это вопрос о власти и собственности. Данное утверждение применимо также к периодам «реформ» и «модернизаций». Отвечая на вопрос, что должна делать Россия в условиях нарастающих внешних и внутренних угроз, мы предлагаем осуществить ряд конкретных действий, способных стать если не панацеей, то ключевым звеном в системе мер, направленных на обретение Россией подлинной цивилизационности. Одно из таких действий –  «реорганизация» российских активов и, в частности, формирование внутри российско-евразийской экономики так называемого «цивилизационного контура» — группы предприятий стратегического (геополитического и регионального) значения, подлежащих приватизации по схеме «солидарного акционирования». [3]

 

Главным «цивилизационным активом», согласно предлагаемой нами концепции «растущей России», должны стать люди – граждане РФ и группы стран, составляющих Евразийский союз. Сами по себе власть (бюрократия) и капитал, а также «идеологии» и технологии обеспечения административно-корпоративного единства по определению НЕ могут стать реальными цивилизационными факторами «Большой России», поскольку основная объединяющая сила и важнейший актив нашей страны в 21 веке – это граждане Российской Федерации, их дух и самоощущение. Сегодня мы живем в условиях мира и относительной свободы, но большинству россиян сегодня не достает духовности и нравственности, достойной работы и зарплаты, соответствующих постиндустриальному укладу организации общественной и частной жизни. Стоимость жизни гражданина РФ сегодня недопустимо низка, что во многом обусловлено государственной политикой поддержания жизнедеятельности российского социума по остаточному принципу. С нашей же точки зрения, граждане РФ – не просто «трудовой ресурс», это важнейший системообразующий многопрофильный «актив» российской цивилизации.

 

Некоторые российские и зарубежные политологи считают, что Россия не может конкурировать с другими цивилизациями и, прежде всего, потому, что имеет малую численность населения – в 9 раз меньшую, чем Китай (и в 14 раз меньшую, чем страны АСЕАН), в 8 – чем  Индия, в 7 — чем исламские страны, в 3,5 раза, чем европейская, и почти в 3 раза, чем северо-американская цивилизации. Безусловно, Россия нуждается в мобилизационной демографической политике, не сводящейся только к строительству дорогостоящих перинатальных центров и развитию института «материнского капитала», однако недостаток количества населения в нашей стране мы можем и должны  компенсировать, прежде всего, существенным ростом его КАЧЕСТВА. Один из самых эффективных способов качественного и форсированного развития названного выше важнейшего цивилизационного актива – наделение граждан России так называемыми «солидарными акциями». Статус и роль совладельцев общенациональных и региональных активов – это и есть то новое качество, которое позволит нынешней Российской Федерации преобразоваться в «Большую Россию», в государство-цивилизацию даже в том случае, если подлинной интеграции со странами-соседями у нас в обозримой перспективе не получится. [4]

 

В случае реализации предлагаемой нами системы спрос на российское гражданство резко возрастет. В Россию потянутся не только гастарбайтеры из бедных стран, но также квалифицированные специалисты из многих развитых государств – и потянутся они не столько за «солидарными акциями» и связанными с ними дивидендами, сколько за реализованным на практике принципом социальной справедливости и связанными с ним человечностью и духовностью.

 

Цивилизационность – реальная альтернатива так называемой мультикультурности. Европа пошла по пути объединения национальных бюрократий, но разъединения и денационализации коренных народов европейских стран. Именно по этой причине экономически развитый, но олигархически устроенный и «глобализованный» Евросоюз переживает сегодня серьезный системный кризис. Россия могла бы и должна пойти путем деолигархизации страны и объединения евразийских народов вокруг общего, схожего, солидарного и взаимного, путем сохранения, взаимопереплетения и взаимообогащения традиционных культур и иных национальных активов.

 

В стремлении укрепить российскую цивилизационность, Россия могла бы принять в семью евразийских народов и многие, близкие нам по духу, вере, истории и ценностям страны. Мы могли бы предложить Казахстану, Белоруссии, Украине и другим братским странам (в том числе – за пределами постсоветского пространства) обменяться долями предприятий в рамках «цивилизационного контура» – так, чтобы граждане этих стран стали совладельцами российских госпредприятий и, соответственно, граждане РФ – совладельцами госкомпаний, расположенных в названных странах.

 

При получении гражданами какой-либо из стран Евразийского союза  «солидарных акций» предприятий других стран этого союза у них появится реальный интерес не только к участию в управлении «солидарными активами», но также — к изучению истории, географии и языков стран-соседей, к общению и совместным действиям с коллегами-акционерами независимо от их гражданства, национальности, веры, возраста или социального происхождения.

 

Ничто так не объединит народы Евразии СЕГОДНЯ – в век абсолютной формализации любых отношений, как юридически закрепленная и легитимная сопричастность людей к владению и управлению своей исторической территорией и тем, что на ней находится. Институт «солидарной собственности», как никакой другой институт, смог бы объединить в одну семью-цивилизацию близкие народы и государства евразийского пространства. Безусловно, обретение евразийскими народами ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ идентичности связано не только с возможностью людей стать совладельцами национальных активов, и работа в названном направлении, если относиться к ней не как к утопии, но как к цели развития, — это серьезный духовный и интеллектуальный подвиг, связанный с сохранением и развитием русского и иных, близких ему языков, а также традиционных для России и Евразийского пространства культур. Это постижение нашей общей евразийской истории, обеспечение синтеза лучшего в традиционном и современном, обретение (воссоздание) цивилизационной идентичности и испытанных временем православных и иных аутентичных для Евразии ценностей.

 

Примечания:

  1. 1.     Формально курс России на интеграцию был объявлен в 2000 году, когда был учрежден ЕврАзЭС (или даже в 1995 году, когда было подписано белорусско-российское соглашение о Таможенном союзе), однако очертания цивилизационного проекта этот курс приобрел только в октябре 2011 года. 
  2. 2.     Механическое объединение разных народов и культур не порождает цивилизационности. Именно поэтому сначала «Российская империя», а затем «СССР» не смогли стать полноценными цивилизациями. По мнению Владимира Путина, «важно, чтобы общественность и предприниматели воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократическое игры, а как абсолютно живой организм…» (См. «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», «Известия», 04.10.2011 г.)
  3. 3.     О технологии «солидарного акционирования» см. Лепехин В.А., Бельский В.Ю. и др. Солидарное акционирование как способ преодоления издержек нечестной приватизации и фактор интеграции стран – членов ЕврАзЭС. – М., Наука, 2012.

 

Президент Казахстана и один из родоначальников идеи евразийской интеграции постсоветского пространства Нурсултан Назарбаев заметил: «не отрицая значения культурных и цивилизационных факторов, я предлагал строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма». (См. «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», «Известия», 25.10.2011 г.)

 

В.А. Лепехин 

директор Института ЕврАзЭС, кандидат философских наук