G-Global: восстановить утраченное доверие

g-globalОдной из важнейших проблем, оказывающих огромное влияние на характер современных международных отношений, как в сфере геополитики, так и геоэкономики, является проблема доверия. Об этом, на протяжении последних нескольких лет, постоянно рассуждают эксперты в самых различных областях — политологи, социологи, экономисты.

 

Безусловно, негативную роль в возникновении «кризиса доверия» сыграли события мирового экономического кризиса — после 2008 года, а теперь и после печальной судьбы банковских вкладов на Кипре, трудно найти сегмент мировой экономике, где участники рынка могли бы полностью положиться на обязательства своих партнеров. Это может быть недоверие вкладчиков к банкам или сомнения кредиторов в способности заемщиков выполнять свои обязательства, но в любом случае движение больших денег останавливается в тот момент, когда инвесторы понимают, что предлагаемая им схема вложений, как на уровне национальных государств, так и с точки зрения глобальных финансов, уже не работает. Окончательно исчезли «тихие гавани» для международных инвесторов, и сейчас крайне сложно определить динамику колебаний курсов основных мировых валют, цен на энергоресурсы, прогнозировать изменения, происходящие на рынках ценных бумаг.

 

Но, с другой стороны, и в сфере геополитики, мы наблюдаем столь же печальную картину, когда интересы «малых государств» принимаются во внимание большими игроками  не более  как придаток собственных стратегий. На наших глазах меняются правила игры, формируются новые конфигурации внешнеполитических альянсов, которые зачастую носят тактический, сиюминутный характер и далеко не в полной мере соответствуют интересам национальных государств. Особенно ярко это проявляется в отношениях между ведущими центрами силы и развивающимися странами.

 

Поэтому необходимость создания новых диалоговых площадок абсолютно понятна – мир сталкивается с общими, принципиально новыми рисками и вызовами. Налицо системное изменение условий и правил игры в отношении мировых рынков.  Но, кто и когда четко огласил эти правила? Кто устанавливает эти нормы поведения. Или же, напротив, произвольно меняет их в зависимости от текущей конъюнктуры?

 

Бурно развивающиеся «молодые» экономики Азиатско-тихоокеанского региона, ряда государств постсоветского пространства за последние 10 лет заметно повысили уровень конкурентоспособности, стали играть существенную роль в формировании контуров экономики будущего, однако по-прежнему они, по сути дела, отстранены от механизмов принятии решений. В отношении к странам постсоветского пространства  по-прежнему господствуют двойные стандарты.

 

Как говорили древние, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. И не столь важно, о чем идет речь…. О проблемах валютного регулирования или же об иранской ядерной программе, поскольку мировые центры силы не считают нужным соотносить свои действия с позициями тех стран, которые не допущены в форматы G-8 и G-20. Поэтому когда мы рассматриваем предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переходе к новому формату G-global мы должны более внимательно проанализировать те  принципы, которые положены в основу этого фундаментального антикризисного плана.

 

Что такое G-global? Прежде всего, это новая коммуникативная площадка, которая должна максимально широко учитывать интересы всех участников международных отношений.

 

Как отмечает Марк Узан — исполнительный директор Комитета «За обновление Бреттон-Вудса»: «Мы видим кризис США в Еврозоне. Мы надеемся, что благодаря Антикризисной Конференции и Форуму нам удастся прийти к общему знаменателю. Сегодня в глобальной экономике происходит переходная фаза, и необходимо переформатировать структуру глобального управления. В Большой двадцатке представлены только крупные страны, и это не инклюзивно для других стран мира. Поэтому требуются новые институты для того, чтобы отобразить экономическое равновесие новых экономических сил в мире».

 

Один из базовых принципов, предложенных президентом  Казахстана  Нурсултаном Назарбаевым, с точки зрения формирования новой диалоговой площадки – это равенство и консенсус. Международные эксперты полагают, что именно это положение стратегии казахстанского лидера является ключевым. Современный мир многополярен, но психология элит по-прежнему исходит из принципа деления стран на «великие» и «второстепенные» и этот методологический изъян препятствует формированию справедливых основ глобальной экономики и глобальной политики.

 

Кстати, именно это обстоятельство необходимо учитывать и при формировании евразийского интеграционного проекта, то есть России, Казахстану и Белоруссии при строительстве Евразийского Экономического Союза. Успешная интеграция возможна только в том случае, если мы  сумеем найти такой формат взаимодействия, при котором не будет никаких сомнений в том, что это действительно равноправное, взаимовыгодное и абсолютно прагматичное сотрудничество.

 

Еще один принцип, по которому предлагается строить модель G-Global – это глобальная толерантность. Во всех своих последних статьях и публикациях Нурсултан Назарбаев постоянно обращается к проблеме доверия и это не случайно. Об этом Нурсултан Назарбаев неоднократно писал в своих программных работах, в частности,  в статьях «Пятый путь» и «Ключи от кризиса».  Но и в сфере международных отношений отсутствие прозрачности так же ведет к нарастанию конфликтогенности, ведь несмотря на усилия международного сообщества до сих пор так и не удалось разрешить ни один локальный кризис, в том числе и на постсоветском пространстве.

 

В этом отношении стратегическую важность имеет выступление Главы Казахстана на V Астанинском экономическом форуме, который четко сформулировал базовые принципы G-Global: «Путь реформ – это единственный путь прогресса в XXI веке. Деление стран на великие и второстепенные, ведущие и ведомые цивилизационно устарело… Жизненно важно, чтобы в перспективе глобальные решения международных ассоциаций, международных объединений и форумов, саммитов принимались только на основе консенсуса… Один из рычагов вывода мировой экономики из состояния равновесия, рецессии является глобальная толерантность… Мир в формате G-Global – это транспарентное сообщество наций, в нем не должно быть никаких двойных стандартов, унижающих достоинство наций».

 

И еще одно очень важное замечание: «Создание многополярного мира – это тренд глобального развития в XXI веке».

 

С другой стороны, примеров взаимного непонимания более чем достаточно. Урегулирование ни в Карабахе, ни в Абхазии и Южной Осетии, ни в Приднестровье так и не стало примером успешного посредничества, во многом потому, что стороны конфликта не доверяют друг другу, и, в свою очередь, у них вызывает сомнения равноудаленность посредников, что, конечно же, ставит крест на всех усилиях найти точки соприкосновения и побудить враждующие стороны к диалогу.

 

Возможно ли  в короткие сроки восстановить это пространство взаимного доверия, хотя бы на уровне глобальной финансовой архитектуры? Это очень сложная и многоаспектная задача, которая опять-таки связана со вторым принципом G-Global  - отказом от двойных стандартов и отказом от деления стран на «главные» и «второстепенные».

 

Необходимость появления G-global связана не только с обстоятельствами мирового экономического кризиса. Есть предпосылки более фундаментального характера — изменения, происходящие в самой методологии международных отношений, которые еще до конца не оценены на уровне международного экспертного сообщества. Возможно, одной из причин того, что оценка и анализ новых мировых тенденций развития отстает от скорости самих перемен, является производная от динамики глобальных процессов. Мы психологически не готовы к тому, чтобы обрабатывать нарастающие объемы информации, и из массовых эмпирических наблюдений делать фундаментальные выводы, прогнозировать направления, в котором эти перемены будут происходить.

 

Насколько велика вероятность того, что к предложениям казахстанского лидера прислушаются ведущие центры силы? Безусловно, шанс на обновление по-прежнему остается, хотя, конечно же, было упущено время, потраченное в период между 2008 и 2012 годом.  Программа для обсуждения на Всемирном антикризисном форуме абсолютно очевидна, и многие ее положения были непосредственно разработаны именно в Казахстане, на основе опыта национальных реформ, которые и являются фундаментальной основой для той глобальной стратегии, которую предложил президент Казахстан Нурсултан Назарбаев.

 

Хочется верить, что именно рациональный, прагматичный и разумный подход будет воспринят как руководство к действию. Безусловно, не последнюю роль в этом вопросе будет играть системность принимаемых мер.

 

А.В. Власов

Заведующий лабораторией общественно-политического развития стран ближнего зарубежья МГУ им. М.В. Ломоносова,

Генеральный директор Центра по изучению постсоветского пространства (ИАЦ) МГУ, кандидат исторических наук